Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

диссонанс и консонанс

Гуманитарный словарь

ДИССОНА́НС и КОНСОНА́НС (лат. dissonantia - нестройное звучание, лат. consonantia - созвучие, стройное звучание).

1. Д. - резкое, раздражающее муз. звучание, создающее ощущение беспокойства, разлада. В этом смысле выступает как синоним термина "дисгармония". К. же, напротив, - звучание, создающее ощущение покоя, согласия и в этом смысле выступает как синоним термина "благозвучие", гармония.

2. В теории музыки и в учении о гармонии проблема соотношения Д. и К. - одна из центральных. Категориальная оппозиция "Д. - К." определяет два противоположных качества созвучий. Созвучие-Д. - сочетание звуков, вызывающее ощущение несогласованности, неравновесия, неустойчивости, оно содержит в себе стремление к последующему движению, целью к-рого является К. Созвучие-К. - сочетание звуков, вызывающее ощущение согласованности, благозвучия, равновесия, устойчивости.

Различие Д. и К. проводится по двум направл.: математич. (акустич.), связанному с исследованием натурального звукоряда, и психологич. В акустич. смысле натуральный звукоряд является шкалой постепенного перехода от совершенных К. ко все более резким Д. Психологич. представления о Д. и К. оказались историч. изменчивы: поначалу акустич. и психологич. представления совпадали, а затем стали постепенно дифференцироваться, обнаруживая тенденцию последоват. включения все большего числа созвучий из сферы Д. в сферу К. Каждая стилевая эпоха, продвигаясь по шкале натурального звукоряда все далее, устанавливает свои нормы и законы, регулирующие отношения Д. и К. Так, в муз. теории 13 в. терции и сексты причислялись к разряду Д., для современного же слуха они таковыми давно не являются и воспринимаются как К. Коренным образом меняется отношение к Д. в 20 в. - эволюция муз. закономерностей проходит под эгидой "эмансипации" Д.

Полезные сервисы